Бизнес психология Обучение и консультирование

Обучение Менеджеров по персоналу

Консалтинг

Заказать обратный звонок

Заказ обратного звонка

Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваш заявка принята. Ожидайте звонка.

_________________________

   

Обратная связь








Тема месяца май - Исследования в организации (05.05.09)

Тема месяца май - Исследования в организации

 

Персонал организации – один из важнейших ее ресурсов. Но стоит отметить, что руководители,  полагаясь на собственную интуицию и знание «человеческих душ», недооценивают  необходимость прикладных социально-психологических исследований в компании.  Однако исследование, в отличие от «бытового познания», обладает большей объективностью и надежностью полученных знаний. Это связано с особенностью процедуры получения информации.

Исследование включает в себя:
1. Четкое понимание цели (целенаправленность);
2. Адекватный выбор методов и средств получения фактов;
3. Ориентацию на воспроизводимость (если повторно провести исследования, то должны быть получены аналогичные результаты).

Данные американских психологов свидетельствуют, что 87% психологических исследований в организациях были успешны в плане улучшения производительности труда, т.е. дали экономический эффект.

Классификация исследований
Рассмотрим, какие исследования могут проводиться в организации, и какое место среди них занимает социально-психологические.

Научное (фундаментальное) исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний. Это изучение и обнаружение явлений, фактов, феноменов, связей и закономерностей между ними. Например, существует ли связь между удовлетворенностью трудом и эффективностью в работе, если да, то какая? Фундаментальные  исследования позволяют разрабатывать новые конструкты, открывать и проверять законы.

В отличие от научного, прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи. Эти исследования очень разнообразны по целям, объекту и предмету.
Так, индивидуальная диагностика, осуществляемая  в рамках  оценки  и аттестации персонала, призвана решать такие задачи, как проблема лидерства, профессиональная компетентность, кадровый резерв и т.п.
В основе такого исследования лежит постулат о том, что  индивидуальная способность отражается на успешности организации в целом. Действительно, способный работник быстрее и точнее выполняет свою работу, при этом  тратит меньше сил и чаще использует смекалку и находчивость при столкновении с нестандартными ситуациями.

Организация может проводить исследования групп, такие как социологические и маркетинговые. Эти исследования проводятся с целью выяснения нужд и потребностей населения, являющихся потенциальными клиентами организации –  заказчиками, покупателями товаров и услуг. Такая информация дает возможность оптимизировать рекламу и переориентировать производство или услуги.

Если в качестве объекта исследования выступают группы внутри организации, то такое исследование обычно относят к социально-психологическому. Оно проводится  с целью контроля социальных процессов, проходящих внутри организации. С его помощью можно получить информацию об основных социально-психологических причинах снижения эффективности организации (исследование социальных явлений: коммуникации, климат, текучесть, конфликты, культура и т.п.).
Для того чтобы лучше понять, что такое социально-психологическое исследование, приведем пример.
В одной организации, в связи со снижением количества оказанных услуг, и, соответственно, прибыли, было решено сэкономить на зарплате сотрудников путем введения понижающего коэффициента. Протест сотрудников выразился ухудшением качества обслуживания клиентов, что повлекло за собой дальнейшее сокращение количества услуг. Мнение руководства было однозначным: «Люди всегда недовольны зарплатой!»
В этой ситуации удалось убедить руководство провести психологическое исследование, которое показало высокую лояльность сотрудников к организации и хороший уровень удовлетворенности трудом и руководством в целом. Недовольство касалось отсутствия информированности работников о причинах снижения зарплаты (это сформировало мнение о несправедливом отношении), о состоянии дел в организации. По рекомендации психологов в подразделениях были проведены собрания, где объяснялась цель и особенности новой системы оплаты труда. Результатом взаимодействия администрации и работников стало более качественное обслуживание клиентов и создание инициативной группы для разработки предложений по выходу организации из сложившейся кризисной ситуации. 

 Социально-психологические исследования можно свести к трем основным задачам: описание, прогнозирование и объяснение.

Описание сродни фотографированию: это получение картины, отражающей положение дел в организации (например, уровень производительности, число работников, уволившихся за год, уровень удовлетворенности работой). Часть факторов мониторинга ситуации (чаще всего экономические показатели) постоянно находятся в поле зрения руководства фирмы, что позволяет осуществлять текущий контроль деятельности организации. Другая часть, а именно социально-психологические факторы, в большинстве случаев не входят в контролируемые параметры и требуют специального исследования.

Прогнозирование – это ожидаемая картина будущего: кто из работников проявит более высокую продуктивность; кто, скорее всего, уволится; кто будет не удовлетворен работой. Прогнозирование позволяет провести изменения в структуре организации, системе мотивации и расстановке кадров до наступления негативных последствий.

Объяснение связано с поиском причин: почему производительность стала хуже, почему увольняются сотрудники, почему они не удовлетворены работой. Объяснительную функцию выполнить труднее всего. Это связано с необходимостью учета большого количества параметров при анализе проблемы, применения процедур статистического анализа, опыта исследования подобных проблем в других фирмах и организациях.

Современные тенденции западного бизнеса все чаще соответствуют правилу: «Исследования нужно проводить, не столько реагируя на уже возникшие проблемы, сколько предугадывая их». Например, своевременно проведенное исследование состояния социально-психологического климата в организации и удовлетворенности трудом позволит прогнозировать негативные моменты, касающиеся снижения эффективности работы организации, и своевременно принимать решения, направленные на позитивные изменения. Кроме того, любые изменения существующих в организации порядков и правил чаще всего вызывают скрытое или явное сопротивление сотрудников, что также сказывается на эффективности деятельности.

Психологическое исследование отношения к изменениям позволяет выявить сотрудников, имеющих позитивное отношение к изменениям, т.е. «проводников» изменений. Опора руководства на данных сотрудников при нововведениях обеспечит более низкий уровень социально-психологического напряжения в коллективе, т.е. снимает проблему сопротивления до ее возникновения.

Центр Психологиипризнает важность организационных исследований и проводит исследования удовлетворенности трудом, мотивации персонала, коммуникации в организации, диагностику состояния социально-психологического климата компании и др.
Информация, получаемая в ходе данных исследований, позволяет целенаправленно осуществлять мероприятия, направленные на  повышение эффективности работы компании и ее персонала.

Rambler's Top100
создание сайта